Скандальная
знаменитость XX в. психоаналитическая теория либидо, фактически подтвердила —
в пределах человеческого микрокосма — космическую интуицию древнейших
натурфилософов: Великий Эрос, космогоническая сила, начало влечения к
соединению стихий, существ, вещей, лежит в самой основе всех явлений этого
мира. Эротически заряженное поле — первичная и могущественная энергия человека;
именно она, отклоненная от своей прямой цели, расходуется на самые
разнообразные нужды общественно-культурного жизнеустроения. (Зигмунд Фрейд,
создатель практики и философии психоанализа, говорил даже о количественных
характеристиках этой энергии, еще почти неисследованных.) Либидо, то есть
энергия всех первичных позывов, объединяющихся в человеческом представлении
словом «любовь», включает, по Фрейду, все формы любовных и дружественных
чувств, все привязанности к себе, к родителям, к сверстникам, к родине, к
профессии и делу, к отвлеченным понятиям, к Богу и т. д.: один и тот же
исходный половой импульс питает их всех. Такой пансексуализм неприятно
сконфузил многих, скорее всего в силу своей холодно-научной оголенности. Ибо подобное видение, обряженное в
великолепные мифологические одежды, рожденное в поэтически-провидческом
исступлении, не только никого не шокировало, но вдохновляло и возвышало веками.
Речь идет о Платоне, его учении об Эросе, с которым отец психоанализа сам
удостоверил свое родство, говоря о совпадении платоновского эроса с его
собственным понятием либидо.
Вспомним,
как всю иерархию эротических чувств, вздымающуюся пирамиду любовных стремлений,
вплоть до идеальной вершины, любви к Небесной Красоте как таковой, Платон
упирает в подножие чисто полового страстного стремления. Без него никакая
восходящая лестница невозможна, попросту ей неоткуда было бы взяться. Земля и
небо, земная страсть и небесное блаженство связаны одним проводником. Земная
красота, единственно, где сверкает отблеск — пусть слабый — небесной красоты,
рождает у души воспоминание и тоску по утерянной горней родине, бессмертному
великолепию идеальных божественных форм. В трепетном безумстве стремления к
близости с любимым, слиянию с ним — надежда вновь обрести потерянное. Здесь
как будто созидается радужный путь Туда, у души «прорезаются» крылья. Как
глубочайший исток и загадка платоновского мира нас поражает эротическая
неистовость тона философа, возбужденный «физиологизм» его стиля, когда он
рисует эти картины в диалоге «Федр». За этой загадкой стоит эмоционально-
волевая установка на предельную конденсацию половой энергии (и ни в коем случае
не на ее угашение!) для ее претворения в высшие формы без потери ее энергийной
ценности, всего ее жара и пыла. Неистовство влюбленных стоит в одном ряду —
или, точнее, в начале одного ряда — тех «величайших для нас благ», которые
«возникают от неистовства»: дара пророчества, творческой одержимости,
художественного вдохновения, горячей молитвенной устремленности к небесному, к
богу Не будет внизу вулкана натурального пола, его огнедышащей энергии, не
будет ничего и вверху,
никакой красоты умного, духовного космоса, которую стремится обрести человек,
как будто говорит внутри Платона какое-то простое знание-проницание. Эта
глубокая истина отслаивается как общезначимое зерно от всей обволакивающей
его пышной мифологии небесных сфер, судеб, ниспадающих в материальный уровень
душ и вновь восходящих, мифологии, окрашенной влиянием восточной метафизики
кармы и переселения душ (у Платона «закон Адрастии», богини судьбы в ее
карающем аспекте).
Как
всегда у Платона, боковые ответвления его мысли, разные уровни истины предмета
представлены участниками его диалогов. Среди таких поворотов особенно
интересен миф о первоначальной целостности человеческой природы, всемирно
известный как миф об андро- гинах, вложенный автором в уста Аристофана. Любовное
влечение и соединение — это и есть смутное, неосознанное стремление и
несовершенная попытка «сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую
природу». При всей своей образной детализации, полете поэтической фантазии
автора, этот миф выражает буквальный мистериальный смысл соединения «двух в одного».
Здесь указан идеал личностной физически-духовной целостности человека,
исцеляющей его слабую смертную природу, идеал, отличный от торжествующего у
Платона видения эротического восхождения к бестелесной, чисто духовной
красоте. Как всегда в мифологическом мышлении, требуемое к достижению (то есть
желаемое будущее) помещается в прошлом (как в каком-то прекрасном начале уже
бывшее), вызывая глубинную тоску по утраченному состоянию и потребность к нему
вернуться.
Эрос
у Платона — прежде всего стремление к совершенствованию, пронизывающее
развитие мира и в человеке сознательно направляемое к превозможению натурального
уровня чувств и понимания, к восхождению на все более высокую и духовную
ступень. Этот смысл Эроса ярко изобличает платоновский миф о его рождении от
Пороса (старейшего из богов, упоминаемого среди первых космогонических сил,
таких, как Хаос; а означает он «путь», «средство для достижения», «богатство»)
и Пенни (олицетворения Бедности). Эрот как воплощенное алкание того, чего у
него самого нет (недостача как побуждение к обретению), олицетворяет
человеческую ступень в космической иерархии. Он — квинтэссенция человека как
вечно стремящегося начала. Боги ни к чему не стремятся, они статичное,
самодовлеющее бытие достигнутого апогея и апофеоза качества. И Эрос у Платона
поэтому не бог, а особый «гений», «нечто среднее между бессмертным и смертным»,
потенциально бессмертное начало, как человечество в своем пути к Богу. Сам
генетический состав Эрота в некотором роде аллегория человека, особого посредствующего
звена между высшими и низшими мирами: Отец его, его уникальное «богатство» и
«путь»,— это человеческий Разум, искра Божественного Духа, а Мать, Бедность,—
«материя», несовершенная телесная организация человека, вступившая в брачный
союз с Духом и потому втянутая в его стремления.
Целый
ряд уравнений смысла любви приводит диалектическую мысль Платона к выводу, что
истинное стремление Эроса, скрывающееся за всеми его осуществляющимися формами
творческого «рождения в прекрасном», есть стремление к бессмертию: «...рождение
— это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. Но
если любовь, как мы согласились, есть стремление к вечному обладанию благом,
то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А, значит, любовь — это
стремление к бессмертию... Ведь у животных, так же как и у людей, смертная
природа стремится стать по возможности бессмертной». Какие же формы бессмертия
порождает Эрос в человеке? На своем сугубом поприще половой любви и полового
рождения он обеспечивает единственно возможное в природе родовое бессмертие. Но
понимание его неабсолютности ведет к трансформации эротической энергии зачатия
в «духовную беременность»: творчество новых форм государственности, бытовой,
экономической, художественной культуры. Такое бессмертие в отличие от первого
более личностное (помнят и чтут конкретного творца), а потому и более
завидное; но ему уготована участь утешать смертного человека лишь сознанием
своей посмертной славы, памяти о нем в потомстве. Культурное бессмертие — тоже
в конечном итоге неабсолютно, подвержено всем превратностям людского мнения и
шире — катастрофическому неблагополучию всего земного, в том числе цивилизаций
и культур. Платон, истинный провидец и глубочайший метафизик, выразивший
заветнейшие алкания человеческой души, не может на этом остановиться. Как
высшая цель эротических стремлений ему нужен Абсолют, неущербное, всегда
прекрасное и бессмертное бытие. Но обретение его в созерцании-проницании
бессмертной душой идеальных форм, того «прекрасного само по себе, прозрачного,
чистого, беспримесного, не обремененного человеческой плотью, красками и
всяким другим бренным вздором... божественно прекрасного... во всем его единообразии»
не оставляет места личностному самосознанию. В погоне за бессмертием,
доступным по-на- стоящему лишь человеческой личности, эта личность окончательно
утрачивается. Эрос, по существу, терпит поражение.
Фрейд
также укореняет инстинкт жизни, ее стремление продлиться до бесконечности в
Эрос, только у него как трезвого ученого XX в., последний расшифровывается как
пол, зародышевые клетки, точнее, их энергия — либидо. Фрейд принимает положение
Вей- смана о практически бессмертной «зародышевой плазме, которая служит для
сохранения вида, для размножения», дополняет его динамическим пониманием,
выдвигая на первый план «не самую живую материю, но действующие в ней силы».
Силам Эроса, с их принципом наслаждения, принадлежит жизнестроительная, оптимистическая
роль. Они борются с первичным позывом к смерти, этим, по Фрейду, стремлением
живой материи вернуться в более простое, неорганическое состояние, из которого
она когда-то возникла. Фрейд, как и Платон, не утративший в своем представлении
Эроса древние натурфилософские его грани, видит в нем, в энергии либидо,
космическое влечение к соединению: атом стремится к атому — и созидается
большое и малое неорганическое тело, клетка к клетке — и возникает
многоклеточный организм, особь к особи — и формируются отряды, сообщества, а
на ступени человека — разного рода «либидинозно заряженные» родовые, общинные
массы, группы, наконец, общества. Но природный Эрос за притяжением таит
отталкивание, агрессию («Вражда» натурфилософов), и все союзы чреваты
взрывоопасными, самоуничтожительными потенциями. У Фрейда эта вторая,
антиэротическая первичная тенденция обозначается как влечение к Смерти, зов Танатоса,
то есть ученый, вслед за Гераклитом и Эмпедоклом, отщепляет от Эроса его
оборотную, отрицательную сторону, его противоречие в самостоятельную силу
Более
того, в ряде работ, и прежде всего в той, где впервые им была выдвинута теория
первичного позыва к смерти («По ту сторону принципа удовольствия»), Фрейд
настаивает на примате этого позыва, так что все остальные движущие силы жизни,
и прежде всего эротические, каждый раз лишь разыгрывают некий индивидуальный
путь к смерти, как будто пляшут причудливый танец жизни, имеющий своей целью
смерть. Жизнь предстает какой-то странной причудой природы, исполняющей в
каждом индивиде особый набор «па», ведущий к желаемому прекращению
существования.
Это
было крайнее отклонение в философской мысли Фрейда; позднее он снова выдвигает
начало жизнеутверждающего Эроса, не рискуя, однако, предрешать конечный исход
его подземной схватки с Танатосом, исход, решающий для судеб человеческой
культуры вообще. Эрос у Фрейда, будучи стремлением к объединению и энергийным
источником всех форм человеческой деятельности, как и у Платона, в резком
отличии от последнего не несет в себе порыва к совершенствованию, импульс к
восхождению человека. Изъяв из природы вещей и человека телеологическую направленность
к развитию, Фрейд довольствуется механистическим взглядом на все богатство
природных форм, их последовательное усложнение и совершенствование как на
«результат внешних сил, толкающих к приспособлению», некую результирующую игры
внешних случайностей и удержанного, укрепившегося уровня развития. «Многим из
нас было бы тяжело отказаться от веры в то, что в самом человеке пребывает
стремление к усовершенствованию, которое привело его на современную высоту
духовного развития и этической сублимации и от которого нужно ожидать, что оно
будет содействовать его развитию до сверхчеловека. Но я лично не верю в
существование такого внутреннего стремления и не вижу никакого смысла щадить
эту приятную иллюзию. Прежнее развитие человека кажется мне не требующим
другого объяснения, чем развитие животных, и то, что наблюдается у небольшой
части людей в качестве постоянного стремления к дальнейшему
усовершенствованию, становится легко понятным как последствие того вытеснения
влечений, на котором построено самое ценное в человеческой культуре» '. Вопрос
о цели жизни человека и человечества для Фрейда нелеп и является исключительной
привилегией религиозного мировоззрения, которое само — убежден он —
«проистекает из инфантильной беспомощности и вызванного ею влечения к отцу».
Фрейд призывает человека ориентироваться на пример его оценки животных: «О
смысле жизни животных не говорят», «предпосылкой его постановки (вопроса о
смысле жизни человека.— С. С.) является человеческое зазнайство».
Человеческая
природа заперта у Фрейда жесткими детерминизмами отношений внутренних психических
сил. Жизненная цель ими же и определяется: принцип удовольствия, господствующий
в либидо, сменяется под гнетом объектов, внешних обстоятельств более скромным
«принципом реальности», который довольствуется если не наслаждением, то хотя бы
отсутствием страдания как целью. Это и есть для Фрейда единственный достойный
предмет поисков моралистов и ученых: как по возможности избежать страдания.
Бежать ли вообще от неприятностей, неизбежно связанных с людскими отношениями,
в полное одиночество, свой скит, предаться ли мощнейшей сублимации, находимой в
занятиях искусством, одной из эффективных, по мнению Фрейда, методик защиты от
страдания (но, увы, она доступна лишь избранным натурам, да и их до конца не
спасает), или с увлечением предаться профессии, работе, что уж всем доступно и
весьма рекомендуется нашим ученым. Даже умеренное и контролируемое
использование всяких химических воздействий, «меняющих условия нашей
эмоциональной жизни», признается возможным и весьма заманчивым. «Действием
наркотиков в борьбе за счастье и для устранения несчастья признано как
отдельными людьми, так и целыми народами настолько благодетельным, что они
заняли почетное место в экономии их либидо».
Фрейд
— пророк для секуляризованного западного мира. Он предлагает скромный «научный»
гуманистический идеал построения Земного града в пределах человеческой
природы, ее возможностей, ограничений и противоречий. Религия, этот
«невротический пережиток» детства человечества со всеми ее иллюзорными обещаниями,
с ее абсолютно нереалистическими «непсихологическими» этическими предписаниями
(вроде «люби ближнего, как самого себя»), приводящими лишь к «грандиозной
инфляции любви», с ее сверхчеловеческой целевой устремленностью, должна быть
трезво и решительно отброшена и заменена «результатами рациональной умственной
работы». Преодолеть свою природу и порядок вещей этого мира человек не может
(да и не должен во избежание внутренних и внешних катастроф). «Могучая природа,
жестокая, неумолимая, встает против нас этими силами и снова наглядно
показывает нам нашу слабость и беспомощность, от которой мы думали спастись
культурной деятельностью» («Будущее одной культуры»). Набор фрейдовских циви-
лизационных основоположений утверждает идеал меры, умеренного оптимизма (или
пессимизма, что здесь одно и то же): полное принятие природной данности, «человеческий
масштаб», «поскольку это допускает внешняя реальность», «научная работа
является для нас единственным путем, который может привести нас к познанию
реальностей вне нас» и к улучшению нашей судьбы, притом что нельзя
гарантировать не только окончательного счастья, но и самого существования
человека и человеческого общества, раздираемых конфликтом могущественных
первичных позывов.
Фрейд,
казалось бы, целиком антиутопичен, он не обещает никаких чудес человеческого
могущества и совершенства в будущем, трезво констатируя, что путь культуры, на
который вступил человек, оставляет и будет оставлять его неудовлетворенным, что
каждый культурный человек в той или иной степени невротик. Психоанализ утверждает,
что невроз — болезненное дитя конфликта между стремлением к непосредственному
удовлетворению первичных сексуальных позывов и требованиями к их отклонению от
прямой природной цели, выдвигаемыми культурой. (Причем эта «культура»
коренится в самом человеке, в динамике отношений различных слоев его психики:
бессознательной области желаний, инстинктов — «Оно»; сферы «Я», связанной с
внешним миром и представляющей «принцип реальности»; и, наконец, инстанцией
долга, совести, моральной цензуры — «Сверх-Я»). Но достичь удовлетворительного
баланса между безудержным устремлением к наслаждению, вырывающимся из глубин
психики, и собственно человеческими, духовно-культурными требованиями удается
не просто с трудом, но его достижение неизбежно сопровождается различной долей
терзаний, тоски, душевной болезни. Не вдаваясь в более детальный разбор
психоаналитических теорий, можно кратко выразить ее вывод в отношении невроза:
в нем в конечном итоге виновата сама начавшаяся и продолжающаяся попытка
очеловечения первобытного «до-че- ловека», виноваты происходящие с детства —
сначала в связи с родителями, затем с другими людьми, обществом — процессы
затормаживания половых импульсов в их естественном протекании, перевод их
энергии на нужды общественно-культурных требований. Процесс культурной
сублимации эротического либидо, основной природной энергии человека, связан для
него с большими потерями наслаждения и несет, по Фрейду, внутреннее неизбывное
противоречие. «Вечный эрос сделает усилие, чтобы отстоять себя в борьбе со
столь же бессмертным противником. Но кто может предвидеть исход борьбы и
предсказать, на чьей стороне будет победа?»
Фрейд
спокойно готовит человечество к его вполне возможной судьбе: биологически
захиреть и постепенно вымереть вследствие крайностей самого культурного
развития, приводящего к чрезмерной утонченности сознания и чувства, вытеснению
в область отвратительного «низменных» функций природного размножения. Именно
такое понимание драматических (собственно антагонистических) отношений
культуры и натуры мы встречаем еще в знаменитом пророчестве русского поэта о
будущем «золотом веке» и «последней судьбе всего живого»:
Желания земные позабыв,
Чуждаяся их грубого влеченья, Душевных снов, высоких снов призыв Им заменил
другие побужденья. И в полное владение свое Фантазия взяла их бытие, И
умственной природе уступила Телесная природа между них: Их в эмпирей и в хаос
уносила Живая мысль на крыльях своих; Но по земле с трудом они ступали, И браки
их бесплодны пребывали.
Прошли века, и тут моим
очам Открылася ужасная картина: Ходила смерть по суше, по водам, Свершилася
живущего судьбина. Где люди? где? Скрывалися в гробах!
Б. Баратынский.
Последняя смерть
И
вот рушатся последние города, культурные, зависящие от человека животные (а
остались на земле лишь такие) также исчезают, и солнце встает над пустой
землей, оставленной лишь растительности. Что предшествовало такому страшному
концу человеческой цивилизации? Ее невиданный блистательный прогресс: и цветение
всех искусств, и покорение стихий, и воздухоплавание, и окончательное
благоустройство всей земли.
Везде дворцы, театры,
водометы. Везде народ, и хитрый свой закон Стихии все признать заставил он. Уж
он морей мятежные пучины На островах искусственных селил,
Уж рассекал небесные
равнины По прихоти им вымышленных крил; Все на земле движением дышало, Все на
земле как будто ликовало.
Исчезнули бесплодные
года, Оратаи по воле призывали Ветра, дожди, жары и холода, И верною сторицей
воздавали Посевы им, и хищный зверь исчез Во тьме лесов, и в высоте небес, И в
бездне вод, сраженный человеком, И царствовал повсюду светлый мир.
Картина
чрезвычайно любопытная, сама того не подозревая, она как нельзя яснее обнажает
логику прогресса: все можно совершенствовать, мир вокруг себя, ум, душу, но не
тело, организм человека, его отправления, замкнутые по смертному типу — не
трогатьI
Фрейдовская теория
либидо, сублимации как основы культуры стала наиболее научным выражением и одновременно
обоснованием фундаментального выбора современного мира (в пределах и масштабах
земной, человеческой природы). Она же обнаруживает, что этот выбор включает и
готовность всем погибнуть. Фрейд «запер» человечество в природном Роке,
скрупулезно- садистски внедрив его железный закон в малейшие извивы психики
каждого. Тем, кого возмущает такое «научное» манипулирование свободой человека,
его душой и духом, кто не желает принимать начертанной выше тупиковой
перспективы, надо обратить взоры совсем в другую сторону.
"Неистовство влюбленных стоит в одном ряду — или, точнее, в начале одного ряда — тех «величайших для нас благ», которые «возникают от неистовства»: дара пророчества, творческой одержимости, художественного вдохновения, горячей молитвенной устремленности к небесному, к богу." - Платон философски развил и облагородил, в частности, те интуиции, которые пронизывали дионисийскую «религию», орфизм. Через них в лоне греческого язычества с его пафосом приятия мира, культом телесной формы и земного наслаждения пробивалось всегдашнее, никогда не иссякавшее в человечестве стремление к иной, неприродной «небесной» форме бытия; этот порыв направляла, как всегда, жажда бессмертия; им наделялась только духовная сущность в человека, так что его душа, загаженная плотскими животными страстями, должна была очиститься, высвободить в себе эту лучшую «часть», чтобы соединиться с богом, с небом. И главное, целиком принятое Платоном: осуществить это представлялось возможным только в эротическом экстазе, как бы «колбе» пресуществления человеческого естества, его воспарения. Платоническая любовь (ко¬торая позже стала общепризнанным определением для неполовой, идеальной формы любовного отношения одного человека к другому) у самого Платона означала жгучее стремление смертного к идеаль¬ному миру, влечение чувственного к сверхчувственному.
ОтветитьУдалить"У Фрейда эта вторая, антиэротическая первичная тенденция обозначается как влечение к Смерти, зов Танатоса, то есть ученый, вслед за Гераклитом и Эмпедоклом, отщепляет от Эроса его оборотную, отрицательную сторону, его противоречие в самостоятельную силу" -
ОтветитьУдалитьСвязь и даже обратимость Танатоса и Эроса у Фрейда прослеживается в таких крайних явлениях, как, скажем, садизм или мазохизм. В глубине садистких наклонностей, считает ученый, лежит первичный позыв к смерти, но под влиянием сексуального электричества отклоненный тут на другого и уходящий тем самым от работы самоуничтожения. Позыв к смерти мобилизуется на службу Эросу, но остается таким же разрушительным по своей природе. Причем импульс к саморазрушению обычно прямо не проявляется, обнаруживая себя именно в соединении с Эросом, как в этих случаях.