Телом далек я от вас, но сердцем близок.
Сердце в нас — голубица Ноева.
Ничто так не дивно, как бездна святого сердца.
Тогда свято, когда лишь себя возвеличивает
Все — трава и лузга, все — прах и тень.
Все преходит; сердцем человек вечен.
Чистое сердце пребывает в любви, но любовь
остается в нем же.
А эта любовь — бог, значит, человек вечен.
О люди! Зачем удивляетесь океану, зачем
удивляетесь звездам?
Идите, вернитесь домой! Узнайте себя!
Этого будет достаточно.
Аминь.
Г. С. Сковорода
Начало
формирования русской философской культуры было прямо и непосредственно связано
с принятием Киевской Русью в X в. христианского вероучения из Византии и
славянской письменности из Болгарии. Ко времени крещения киевского князя
Владимира византийская культура занимала ведущее и доминирующее положение как
в восточноевропейском, так и в западноевропейском средневековье. Болгарская
культура также к X в. переживала один из высших подъемов своего
культурно-исторического развития, именуемого золотым веком болгарской
письменности.
Характерной
особенностью византийской государственности и византийской культуры было
осознание себя Новым Римом и «ромейской», или римской, культурой, то есть
осознание единой и непрерывной традиции государственности и культуры, в
которой исторические границы между римской античностью и византийским
средневековьем были незначительны и условны.
Распространение
христианской культуры на Руси было одновременно и распространением отдельных
сторон античной культуры, специфически воспринятой и преобразованной
христианством. Очень важным для древнерусской культуры была многозначность и
особая специфика понимания того, что является «философией», и того, кто имеет
право называться «философом», которые конечно же не совпадали с современным
пониманием философии и философской деятельности. Христианство, восприняв
многочисленные элементы античной философии, зашифровало почти все философские
понятия и преднамеренно-осознанно отодвинуло их на задний план своего
вероучения. В своем историческом развитии христианство встало перед
необходимостью создания собственной христианской философии, которая бы, не
акцентируя особенного внимания на своей связи с античной философией, выдвинула
на первый план библейскую мудрость и философемы Священного писания. Философемы
были особой разновидностью философской мысли, которая зачастую очень скрытно
находилась внутри какого-нибудь высказывания или текста (притчи, истории,
иносказания), но не могла найти своего оформленного выражения в логической
строгости научных понятий.
На протяжении
своего многовекового развития христианство создало устойчивую традицию
рассматривать сердце и любовь как особые способы познавательной деятельности
религиозного чувства. Свойство любви, утверждал св. Иоанн Златоуст, таково, что
любящий и любимый составляют уже как бы не двух отдельных людей, а одного
человека. Особенно много в разработку христианской метафизики любви и
философии сердца внес своим творчеством Исаак Сирин. Результатом теоретической
деятельности восточных учителей и отцов церкви было формирование религиозно-философского
учения, рассматривающего сердце как вместилище человеческого и даже
божественного разума, а любовь как более надежный и быстрый, по сравнению с
логическим познанием, способ постижения мира и человека...
Русская
культура с самых древнейших времен восприняла христианское учение о любви и
сердце. Например, в древнерусском памятнике XI в. «Слово о законе и
благодати» киевский митрополит Иларион основной причиной крещения князя Владимира
считал тот факт, что «взглянуло на него всемилостивое око благого Бога, и
воссиял разум в сердце его». В «Сказании о святых мучениках Борисе и Глебе»
также очень характерным является высказывание такого рода: «Ибо кто же не
восплачет, представив перед очами сердца своего эту печальную смерть?» И разум,
воссиявший в сердце, и зрячие очи сердца — это не только лишь образный строй
древнерусской книжности, но и следование традиции христианского учения о
сердце и любви.
В русской
религиозно-философской культуре христианское учение о сердце и любви в той или
иной форме просуществовало вплоть до начала XX в. Но особенно яркое воплощение
это учение обрело в творчестве украинского мыслителя XVIII в. Григория Саввича
Сковороды. Основные сочинения его были написаны в форме платоновских диалогов
и настолько глубоко и подробно касались проблем понимания и комментирования таких
христианских понятий, как вера, сердце и любовь, что есть все основания
говорить о создании им особого учения о метафизике любви и философии сердца.
Почти во всех
сочинениях Сковороды тема «любви и сердца» если не доминирует, то, по крайней
мере, непременно присутствует. Трактат «Начальная дверь христианскому
добронравию» начинался с утверждения мысли о том, что счастье заключено в
сердце, сердце в любви, любовь же в законе вечного. «Сие есть неперестающее
вёдро и незаходящее солнце, тьму сердечной бездны просвещающее». Любовь,
продолжал свою мысль Сковорода, являет собой вечный союз между богом и
человеком. Ее можно сравнить с невидимым огнем, который зажигает сердце
стремлением к овладению божественным словом. В этом стремлении к слову и воле
божества любовь становится божественной любовью и даже самим богом.
Один из первых
диалогов Сковороды назывался «Нар- кис» и был посвящен проблеме познания —
самого себя, окружающего мира и бога. Проблема познавательных способностей
«божественной любви» человека была искусно вплетена Сковородой в общую ткань философско-гносеологических
проблем. Один из участников диалога, Памва, поднял следующий вопрос: «Не
всякому ли знакомы сии слова: время, жизнь, смерть, любовь, мысль, душа,
страсть, совесть, благодать, вечность?» (С. 154). Однако ответы на эти вопросы
не так просты, как кажется поначалу, считает Сковорода, и для их постижения
необходимо подняться на полную высоту божественного ведения, так как время,
жизнь и все прочее заключено и содержится в боге. «Главнейший и начальнейший
премудрости пункт есть знание
Сковорода Г.
С. Соч. В 2 т. М„ 1973. Т. 1. С. 111. (Далее страницы этого сочинения будут
указываться в скобках после цитаты.) о боге» (С. 155). Человек, как правило, не видит
бога, но знает и верует, что он есть. Вера в бога порождает активную
познавательную деятельность, имеющую цель благоугождение ему. Далее Сковорода
дает в этом диалоге определение любви: «Вот любовь! Знание божие, вера, страх и
любление господа — одна-то есть цепь» (С. 155).
Важное место
для понимания философии сердца Сковороды можно найти в его диалоге «Разговор
пяти путников об истинном счастии в жизни». Самое главное в человеке — это его
сердце, которое «есть самый точный в человеке человек» (С. 341). В своем суждении
о человеческом сердце Сковорода ссылался на мнение библейского пророка Иеремии:
«Глубоко сердце человеку (паче всех) и человек есть, и кто познает его?» Бытие
человека связывалось украинским философом с наличием глубокого сердца. Логика
рассуждения была такова — сердце человеческое есть не что иное, как его душа;
душа человеческая есть мыслей бездна, а мысль есть не что иное, как корень,
семя и зерно всей нашей крови, кожи, крайней плоти и прочей наружности:
«Видишь, что человек, мир сердечный погубивший, погубил свою главу и свой
корень».
Сладость
сердца и любовь, воспылавшая в сердце, являются, по мнению Сковороды, основой и
началом всему сущему, любовь делает понятным для людей ангельский язык, она
«начало всему и вкус». Всепроникающая сила и мощь любви охватывает все три
мира: макрокосм, микрокосм и мир библейской символики. Сковороде не был чужд
мир конкретной, чувственной любви, он знал, что в мире существуют прекрасные и
благословенные жены, сладостные для своих мужей, что существуют деторождения и
прелюбодеяния. Но он рассматривал земную любовь прежде всего сквозь призму
любви всеобщей и восходил к высотам любви как принципа мироустройства и
жизнепорождения. Особое внимание Сковорода уделял и миру библейской символики.
Библию он называл особой республикой с «новым миром и новым человечеством»,
называл землею живых, страной и царством любви. В его философском учении
Библия была и образцом для социального устройства человечества, и определенным
гарантом того, что общество будет в любви, любовь в боге, а бог в обществе.
Таким образом, мыслитель XVIII в. очерчивал кольцо вечности, метафизический
круг Любви: человек — любовь — бог — человек.
Широкий круг
философских идей, раскрывающих тему метафизики любви и философии сердца, делает
в достаточной мере оригинальным философское учение Сковороды. Своеобразность
этого учения заключена не в самой теме, которая восходила к христианско-неоплатонической
традиции восточных отцов и учителей церкви, а в свежести ее восприятия,
развития, в оригинальности формы передачи последующим поколениям. Украинский
мыслитель возродил для русской философской культуры традиции
платоновско-сократического диалога, традиции платоновского философствования
вообще и основных тем платонической и неоплатонической философской культуры в
частности. К таким темам, помимо метафизики любви и философии сердца, можно
отнести также проходящую через все сочинения Сковороды тему метафизики света и
философии солнца.
Христианское
понимание таких бытийно-гносеологических категорий, как сердце и любовь,
развитых в сочинениях Сковороды, оказывало значительное влияние на развитие
русской философской мысли до начала XX в. включительно. В наибольшей мере это
влияние сказывалось в религиозно-философских сочинениях русских масонов XVIII
и XIX вв., славянофилов, а также у отдельных представителей русской духовно-
академической философии. Освоение философского уровня понятий любви и сердца
было характерно и для русской литературно-художественной культуры. В качестве
примера можно привести роман писателя-романтика А. Ф. Вельтмана «Сердце и
думка», в котором удалось очень тонко переплести и развести на уровне понятий и
художественных образов мысль и сердце.
В творчестве
Ф. М. Достоевского понятия сердца и любви также занимали одно из важнейших
мест. В «Записках из подполья» хотение сердца в его противопоставлении
рассудочной способности человека было поднято на уровень
понятийно-мироустрояющего принципа. Красота, которая, по мнению Достоевского,
должна спасти мир, спасет его не сама по себе, а посредством сердца и любви.
Сначала сердце должно обрести способность к видению красоты, а уже потом красота
зажжет в сердце спасающую мир любовь.
Основной,
ведущей идеей, охватывающей все творчество великого русского писателя, была
вера в любовь и бесконечную силу живой человеческой души, которая способна
возвыситься и торжествовать как над всяким внешним насилием, так и над любым
внутренним падением. К идее Бога и Богочеловека Достоевский пришел на основании
глубочайшего убеждения в том, что, невзирая на многочисленные человеческие
пороки и немощи, человеческая душа несет в себе отблеск божественной силы и
света. Жизненная реальность Бога и Богочеловека открылась Достоевскому во внутренней
силе любви и всепрощения, которые являются основанием и незыблемым фундаментом
царства правды, светочем и блаженной гаванью его измученной души.
Традиции
христианского истолкования любви и сердца нашли широкое воплощение в
религиозно-философском творчестве славянофилов, которые очень любили
подчеркивать связь учения с учением восточных отцов и учителей церкви. Особенно
часто это делал И. В. Киреевский, который в концепции о «живом средоточии души»
сумел провести существенное различие между познавательными способностями разума
и сердца. Наиболее полные ответы на вопросы о сущности ума и сердца Киреевский
надеялся найти в противопоставлении Запада и России, в различении
типологических особенностей рассудочных систем европейского любомудрия и
характера русского ума, лежащего в основании отечественного быта: «Богословие
на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности — в православном мире оно
сохранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение сил разума — здесь
стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством
логического сцепления понятий — здесь стремление к ней посредством внутреннего
возвышения самосознания к сердечной цельности и сосредоточению разума» '. Божественная
истина, по мнению Киреевского, не может быть окружена мнениями обыкновенного
разума, так как требует для себя высшего, духовного зрения, которое невозможно
приобрести внешней ученостью. Божественная истина может быть схвачена только
лишь в внутренней цельности бытия, и поэтому очень редки случаи утраты
православным человеком своей веры из-за знакомства с набором логических
рассуждений, способных пошатнуть его рассудочные понятия. «Покуда он верит
сердцем, для него логическое рассуждение безопасно».
Философское
осмысление сердца и любви как специфических категорий в объяснении окружающего
мира и человеческой жизни было свойственно широкому кругу русских мыслителей
XIX — начала XX в. С наибольшей силой эти темы проявились в философском творчестве
таких мыслителей, как П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Б. П.
Вышеславцев. Сочинение Б. П. Вышеславцева «Сердце в индийской мистике»,
рассматривающее специфику и особенности мистического познания на материале
индийской философской мысли, очень интересно, но не столь важно для характеристики
преемственности в развитии «философии сердца» русской философской культурой, но
другая его работа, «Этика преображенного эроса», в гораздо большей мере
развивает идеи метафизического переживания любовного чувства. Особое место
среди этих мыслителей занимает Памфил Данилович Юркевич, написавший
специальное сочинение под названием «Сердце и его значение в духовной жизни
человека».
П. Д. Юркевича
можно считать прямым наследником философского творчества Сковороды. Будучи преподавателем
философии Киевской духовной академии (в которую была преобразована
Киево-Могилянская академия), он, так же как и Сковорода, оказал существенное
влияние на развитие русской философской мысли. Вл. Соловьев считал его своим
учителем и философским наставником. Своей работой «Сердце и его значение в
духовной жизни человека» Юркевич заявил о создании еще одного варианта
философской антропологической системы. Сочинение это содержало в себе
христианско-неоплатоническое учение о сердце как о специфической основе
познавательной способности человека.
Сердце, по
мнению философа, является глубочайшей основой и духовно-нравственным
источником интеллектуальной и душевной жизни человека. Учение Сковороды о
сердце как центре и целостном начале душевной жизни было органично воспринято
П. Д. Юркевичем и стало у него основой одной из самых первых в России глубокой
и аргументированной критики философской системы И. Канта. Индивидуальность
человеческой личности заключена не в формальной всеобщности разума, как
полагал Кант, а в переживаниях, чувствах и тончайших реакциях человеческого
сердца. Для Юркевича был неприемлем односторонний интеллектуализм того
времени, который видел в мышлении основную и важнейшую силу души. Русский язык,
по его мнению, сам устанавливает нечто «задушевное» как некую глубину, которая
находится «позади» души и является сложной системой психологических и
мыслительных процессов. Именно эта глубина, порождающая мышление, и является
сердцем, духовным средоточием мышления и духовной жизни человека.
Кроме того,
сердце является важнейшим физическим органом человека и его средоточием,
соединяя в себе центральную нервную систему с симпатической. Будучи обращенным
и к центру, и к периферии человека, сердце становится гарантом целостности и
индивидуальности человека в его чувствах и реакциях, а не в мыслях. «Не древо
познания есть древо жизни» и не в мышлении формируется «сущность» человека.
Древо человеческой жизни заключено в жизни его сердца, в его глубоких и
непосредственных переживаниях, исходящих из сердца. Если разум есть свет, то
духовная жизнь возникает раньше этого света — в темноте и мраке глубин
человеческой души. Ум является вершиной, а не корнем душевной жизни, и мысль
апостола Петра о «сокровенном сердце человека», по мнению Юркевича, очень
верна, так как фиксирует наличность скрытой, но основной жизни духа, из которой
возникает и формируется «верхнее» сознание. Именно эта мысль является ключом
к пониманию философско-антропологического трактата русского мыслителя, к
уяснению того положения, что важнейшие и фундаментальнейшие основы
человеческой души лежат в его сердце.
Философско-метафизическая
интерпретация темы любви и сердца характерна для всего творчества П. Д.
Юркевича и занимала в нем существенно важное место. Например, в работе «Мир с
ближними, как условие христианского общежития» проводилась мысль о том, что
все человеческие поступки, поведение и мысли должны быть управляемы верою, что
Иисус Христос призвал все народы и весь человеческий род к единству под единым
Богом. «Кто перевел эту веру из простой мысли в живое содержание своего духа,
из головы в сердце, тот во всяком человеке встретит своего близкого,
знакомого, родного, брата. Несогласия и столкновения с людьми не погасят в нем
правды и любви, которые представляют общие и общегодные основания для водворения
между людьми мира и братского общения». Религиозно-философские размышления Юркевича
завершались общим выводом о том, что только лишь любовь способна внести мир и
единство в сердце и во взаимные отношения людей.
В философском
творчестве Сковороды очень незаметной, но чрезвычайно важной была тема
женственности философии, которая была подхвачена и существенно развита Вл.
Соловьевым в его учении о «вечной женственности» и в учении о «жене, облаченной
в солнце», сопряженными с его софиологией. Тема любви была раскрыта Вл.
Соловьевым в специальной статье «Смысл любви» и в статье «Любовь», помещенной в
Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В отличие от исторической
традиции русского философствования, рассматривающего любовь в бытийно- метафизическом
аспекте, Вл. Соловьев обратился к рассмотрению проблемы половой любви. Философ
различал три типа любви:
1) любовь
нисходящая, которая более дает, нежели получает;
2) любовь
восходящая, которая более получает, нежели дает;
3) любовь, в
которой и то и другое уравновешено.
Этим типам любви соответствуют три вида
любви: родительская любовь, любовь детей к родителям, половая, или супружеская,
любовь.
Любовь, по
мнению Вл. Соловьева, является изначальным фактом природы или даром Божьим.
Характерной особенностью соловьевского понимания любви было то, что эта
проблема рассматривалась сквозь призму проблем человеческой индивидуальности и
эгоизма. Любовь соотносилась с истиной как живой силой, способной овладевать
внутренним существом человека и выводить его из состояния ложного самоутверждения.
Таким образом, любовь, ставя перед собой задачу устранения эгоизма,
способствует спасению и нравственному оправданию индивидуальности. «Тем большее
значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления
образа Божия в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной
человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму
внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за
нами: мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не
осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны».
Философия
любви, в рамках христианской интерпретации этого вопроса, нашла свое выражение
и в религиозно-философском творчестве П. А. Флоренского, который от метафизики
всеединства, восходящей к Вл. Соловьеву, пришел к системе конкретной
метафизики. Сочинение П. А. Флоренского «Столп и утверждение истины»,
написанное как христианская теодицея в двенадцати письмах, завершалось главой
«Дружба», в которой раскрывалась внутренняя сущность соборности церкви и
единосущность ее последователей в любви, преодолевающей в ней «ненавистную
раздельность мира».
Любовь, по
Флоренскому, является разновидностью духовной деятельности, способствующей
введению в Столп Истины. Любовь приоткрывает для человека двери горних миров,
но является не любовью вообще, а любовью конкретно-личною, которая в наибольшей
мере постигается через идею дружбы. Эту первоначальную форму любви Флоренский
называл греческим словом «филия» — «любовь-дружба». Кроме «любви- филии» в
христианстве существовала «любовь-агапе», как любовь вселенская, любовь
братства всех людей. Флоренский сравнивал любовь с непрерывным лучом, идущим от
великого Солнца, и сожалел о том, что приближение к этому источнику света
возможно для всех людей не в равной мере. Чем ближе человек может приблизиться
к великому Солнцу, тем более единосущности в его любви-дружбе, тем более осуществляется
христианская идея «да двое едино будут». Есть любовь-терпение, писал
Флоренский, и есть любовь-радость. И та и другая находятся на разных стадиях
единого пути приближения к Единому Центру. Приближенность к этому Центру
определяет тот сакральный факт, что из просто «ближнего» человек становится
«со-тайником благодати» и в наибольшей мере может приобщиться к церкви, которая
и есть любовь, преодоление раздельности людей.
Метафизика
любви и философия сердца в русской философской культуре проявилась во множестве
разнообразных форм. Беглый обзор, проведенный в этой статье, далеко не полон и
неисчерпывающ. Например, при описании основных и ведущих линий такой темы, как
сердце и любовь, остался в стороне интересный памятник религиозно-философской
культуры XVII в. «Поучение аввы Дорофея о любви и обращение Аввакума к
«питомникам церковным», не рассмотрено и не проанализировано также творчество
В. В. Розанова с его пристальным вниманием к вопросам любви и пола. Таких
примеров можно привести еще много, но основная направленность русского
философствования в трактовке понятий «любовь» и «сердце» в целом очерчена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий