Определение высшего
дерзания любви, вынесенное в заглавие этой статьи, принадлежит Платону. Человек
располагает особой энергией огромной мощи, которая расходуется прежде всего на
воспроизведение его как природного существа. Стремление одухотворить, использовать
для созидательных, творческих целей силу любви, эротическую энергию не раз
возникало в мечте и мысли людей.
Вспомним хотя бы «серии по страсти», на
которых основывается природосообразный общественный строй у Шарля Фурье. А
Тейяр де Шарден любви как «наиболее универсальной, наиболее могущественной и
наиболее таинственной из всех космических энергий» придавал важнейшее значение
для осуществления высшего единства мира: «Любовь, так же как и мысль, в
ноосфере будет пребывать в состоянии неизменного роста. Избыток увеличивающихся
энергий любви перед все уменьшающимися потребностями размножения людей будет
каждый день становиться все очевиднее. Это означает, что эта любовь, в своей до
конца очеловеченной форме, имеет своей целью выполнять функцию гораздо более
широкую, чем простой призыв к размножению» Об
этой «гораздо более широкой функции» размышляла философия, начиная с того же
Платона, ее пытался поставить на научную основу своей теорией сублимации
Зигмунд Фрейд, оригинальный, особо радикальный поворот, раскрытие «смысла
любви» получило в русской мысли конца прошлого века у Николая Федорова и Владимира Соловьева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий