Владимир
Соловьев знакомится с учением Федорова (в сжатом виде в конце 70-х годов,
точнее, в 1876 г., в более развернутом — в самом начале 80-х годов) и в первом
порыве от открывшейся ему пророческой дали пишет свои широко известные слова о
«первом движении человеческого духа вперед по пути Христову», признавая для
себя Федорова «дорогим учителем и утешителем». Начиная с этого времени
внимательный и понимающий взгляд явственно ощутит в мысли Соловьева
направляющее ее «федоровское» течение, прямо выходящее на поверхность в его
эстетических работах, и в частности в его знаменитой статье «Смысл любви», где
интересующая нас сейчас проблема как раз и развернута. Проблема выставлена
здесь, возможно, чувственно богаче, художественнее, чем у Федорова, но сама
укутанность ее в образ, особенно в последних решающих выводах, скрывает сами
эти выводы, размазывает их в метафорические «как бы», в мистические порывы. Во
всяком случае, недаром так их поняли даже самые заинтересованные читатели,
поколение русских символистов. Фактически же Соловьев говорит то же, что и Федоров,
но, не зная последнего, понять первого в его истине, то есть в том, что он сам
хотел сказать, трудно. На точном федоровском фоне, на его экране проецируясь,
стилистически эффектные, перистые облака фраз и периодов Соловьева наливаются
жизнью, тяжелеют верным значением. Так мы их и попытаемся рассматривать.
«Смысл любви» — одна из немногих работ, прямо касающаяся вопроса метаморфозы
пола и половой любви, и я позволю себе достаточно подробно проследить за ходом
ее мысли.
Соловьев
проводит свое рассуждение по всем правилам профессионального философского
доказательства, предварительно пропустив сквозь свой критический рентген
существующие подходы к «смыслу» половой любви. Первый, простейший и
натуральнейший, видит ее цель в размножении. Но этот взгляд опровергается в
свете даже естественных фактов. Известно, что сила размножения по мере
восхождения по эволюционной лестнице уменьшается, а половое влечение, напротив,
увеличивается вплоть до тех богатых и сложных форм, которые? оно обретает у
человека. У истоков жизни, в самом ее фундаменте, размножение вообще не связано
с полом, происходит внеполовым путем (деление, почкование). Половой раскол
служит не столько размножению, сколько идее создания все более высокого, природно
совершенствующегося организма. Действительно, комбинация качественных
генетических признаков двух различных особей, как это происходит при половом
типе размножения, позволяет произвести новый, более сложный, более
«интересный» вариант, чем при внеполовом размножении, скажем, делением, когда
качество дочерних особей абсолютно стоит на родительском уровне. Суммируем
словами философа: «Внизу огромная сила размножения при полном отсутствии
чего-нибудь похожего на половую любовь (за отсутствием самого деления на полы);
далее, у более совершенных организмов, появляется половая дифференциация и
соответственно ей некоторое половое влечение — сначала крайне слабое, затем
оно постепенно увеличивается... по мере того, как убывает сила размножения».
Соловьев
рассматривает и другую теорию (Шопенгауэр, Гартман и другие), которая,
признавая размножение целью половой любви, но учитывая явную избирательность
полового чувства у людей, объясняет ее своеобразной уловкой, «хитростью»
природы, стремящейся через наиболее удачный подбор пар создать улучшенную, а
то и великую особь. На деле жизненное наблюдение и опыт чаще опровергают, чем
подтверждают подобный взгляд. Более того, чрезвычайной силы любовное чувство
чаще всего вообще трагично, оно или вовсе не ведет к соединению любящих, или в
счастливом случае в силу самой своей исключительности и самодостаточности
исключает прозаическую цель размножения. «Верное поэтическое чутье
действительности,— отмечает философ,— заставило и Овидия и Гоголя лишить
потомства Филимона и Бавкиду, Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну» (с.
498), а Тристана и Изольду, Ромео и Джульетту та же интуиция их авторов
разлучила через саму их гибель,— и тут уж примеры из области искусства
неисчислимы. Соловьев рассматривает и случай провиденциального подбора
родительских пар, стоящих в последовательной родовой цепи, приведшей к
рождению Мессии, пример «богоотцов», как их иногда называют церковные писатели.
Но и в этом ряду (у Авраама и Сарры, Иакова и Лии, Иуды и Тамары, Вооза и Руфи
и т. д.) дитя является как «дитя веры, а не любви»: и здесь «любовь
самостоятельное благо, а не служащее орудием родовых целей» (с. 504).
Личность человека,
утверждает Соловьев, несет в себе достоинство, безотносительное к каким-либо
внешним ей целям природного развития. Но собственно личность, то есть сердцем и
волею утверждаемая абсолютность, находит свое основание и обоснование только в
Боге, Высшем Идеале, истинной Норме своего развития — для личности это
бессмертие и духоносность.
Только
через человека как сознание природы, через его религиозную, нравственную,
художественную, научную деятельность начинается «самоосвещение природы в ее
целости», восстанавливается «генезис небес и земли», преемственная связь всех
форм жизни, естественная история мира, не говоря уже о постоянных попытках
воссоздания собственной человеческой истории. Человек как бы встает (или
должен еще по-настоящему встать) в центре мира, осуществить это «созданное и
провозглашенное единство небес, земли и человека», «положительное единство
всего», всеединство. Соловьев указывает: «Истина, не помнящая родства, не есть
истина»(с. 503).
В самой этой фразе отчетливо видна разница в
направлении мысли Соловьева и Федорова. Именно в работах последнего автор
«Смысла любви» постоянно должен был сталкиваться с его излюбленным
разоблачением «блудных сынов» современного торгово-промышленного общества,
бродяг, «не помнящих родства», пирующих на могилах отцов. Наш долг указывался
точно и конкретно: необходимость культивирования памяти об ушедших, любовного
изучения их как подгстопки к их возвращению к жизни и, наконец, самого
воскрешения. Соловьев принимает мысль Федорова, но выражает ее в таком общем,
отвлеченном («истина, не помнящая родства...»), «немецком» виде, что она из
побуждения к конкретному делу перешла в уютную область философии, созидания
головных духовных замков. Такой «выбор», конечно, безопаснее, «никто тебя не
засмеет», написанные страницы послужат привычному делу: развитию логики, ума,
способности к благородному «парению». (Когда Федоров как-то спросил знаменитого
философа, почему тот, принимая долг «всеобщего дела» воскрешения, не скажет об
этом прямо и ясно, Соловьев ответил, что не может этого сделать, «так как его
засмеет Стасюле- вич» — редактор «Вестника Европы», в котором Владимир
Сергеевич часто печатался.)
То
содержание идеала, которое у философа «всеобщего дела» носит конкретное
название «родственности», братства, «всеединства» (в личностном значении «всех-
единства»,— тоже федоровское выражение), обозначается у Соловьева словом
«всеединство», в котором «все» относится ко «всему», а не ко «всем», хотя, по
существу, каждый раз Соловьев имеет в виду личностное, человеческое
всеединство. Любовь получает свой смысл в преодолении — хоть на время — эгоизма
индивидуума, признания не только за собой, но и за другим абсолютного
значения. Только любовь умеет мгновенно преодолевать ту бесконечную дистанцию
между «я» и «другими», которую человек обычно чувствует, даже если и пытается
ее устранять в своей нравственной рефлексии. В любви человек оказывается в
большей приближенности к «истине» в смысле «блага», ибо истина и есть
всеединство или, говоря более точными словами Федорова, родственная связь со
всеми. «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности
чрез жертву эгоизма... Эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение
индивидуальности, а напротив — самоотрицание и гибель» (с. 505, 507).
Соловьев
следует знаменитому этическому принципу Федорова, принципу «братотворения»:
«Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Соловьев пишет:
«Этот» может быть «всем» только вместе с другими, лишь вместе с другими может
он осуществить свое безусловное значение — стать нераздельною и незаменимою
частью всеединого целого, самостоятельным живым и своеобразным органом абсолютной
жизни» (с. 506). Для утверждения истины всеединства необходимо, чтобы
«отношения одного к другому было полным и постоянным... взаимодействием и
общением» (с. 508). Так, действительно, созидались бы клеточки соборного
единства человечества, устроившегося, используя слова Федорова, «по типу
Троицы».
В порядке природы,
считает автор «Смысла любви», «такое соединение или по крайней мере ближайшие
возможности к нему мы находим в половой любви, почему и придаем ей
исключительное значение как необходимому и незаменимому основанию всего
дальнейшего совершенствования, как неизбежному и постоянному условию,
при котором только человек может действительно быть в истине» (с. 508).
Федоров, как мы уже знаем, такое основание для совершенствования видел тоже в
любви, но в любви не половой, а к родителям, в любви сыновней и дочерней.
Но
обратимся к доводам Соловьева. Только половая любовь, по глубине захвата всего
существа человека равная эгоизму, в какой-то мере уже есть, а должна стать в
полной мере силой преодоления последнего; (Впрочем, надо заметить, что любовь к
родителям есть еще большее преодоление эгоизма, ибо не предполагает никакой
материально-чувственной награды, как первая.) Только в любви, подчеркивает
Соловьев, гтроисходиг действительное перенесение «центра личной жизни» в
другого, оба любящих восполняют друг друга своими качествами, создавая вместе
более богатое единство; истинная любовь предполагает обязательное равенство
любящих; наконец, всем в любви известна идеализация предмета любви—живое и
конкретное прозревание абсолютного содержания его личности и ее утверждение.
Эти
качества любви вовсе не нужны для простого размножения, увековечения чреды все
таких же при- родно ограниченных, более или менее улучшенных или ухудшенных
существ. Служа продолжению рода, половая любовь «оказывается пустоцветом».
«Если смотреть... на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту,
временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не перейдя ни в какое дело
(так как деторождение не есть собственно дело любви)» (с. 512). Любовь как
прообраз какого-то нового типа связи существ этого мира существует в человечестве
зачаточно, как в мире животных — разумное начало. Существующие качества любви
предстают как некие задатки для восстановления в человеке идеального образа
Божия, созидания из двух существ какого-то высшего единства. Осуществление
смысла любви должно быть поставлено человечеству как сознательная задача, как
его Дело: реально, а не только во временном и исчезающем чувстве придать
абсолютное значение другому человеку, «соединиться с ним в действительном
создании абсолютной индивидуальности». «Осуществить это единство или создать
истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала,
сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную
рознь и распадение, это и есть собственная ближайшая задача любви» (с. 513).
При условии координации
всех своих усилий с высшим божественным идеалом, «высшим сознанием» человек,
считает Соловьев, «может бесконечно совершенствовать свою жизнь и природу, не
выходя из пределов человеческой формы... Какое разумное основание можно
придумать для создания новых, по существу более совершенных форм, когда есть
уже форма, способная к бесконечному самоусовершенствованию, могущая вместить
всю полноту абсолютного содержания?» (с. 502). Потому-то человек, добавляет
Соловьев, и «есть высшее- существо природного мира и действительный конец
мироздательного процесса». Философ здесь абсолютно прав, если понимать под
«мироздательным процессом» ту длительную космическую и природную эволюцию,
которая подготовила появление человека. Те средства совершенствования, что находились
в распоряжении природы: отбор, подбор, вытеснение, борьба, смена поколений и
т. д., сыграли свою роль. Венец «бессознательной» природной эволюции уже
налицо. Должны вступить в дело средства сознательно направленного
совершенствования природы мира и самого человека. Но само это будущее развитие
будет вести к радикальному преображению самого содержания, типа человеческого
бытия, а с ним и самой формы человеческого существа, переходу его в
«богочеловеческое» качество.
Настаивание
на сохранении человеческой формы у Соловьева имеет прежде всего смысл отказа от
слепой, биологической эволюции для человека; ведь многие полагают, напротив,
что сама природа должна произвести какие-то новые, высшие, сознательные формы,
родить «сверхчеловека». О последних Соловьев читал в рукописи Федорова:
«...некоторые натуралисты идут- в этом отношении весьма далеко; они
предполагают, что природа породит высшее, более совершенное существо, чем
человек, признавая, однако, что мышление и деятельность уже совершеннейшие
явления в мире. И выходит, что мышление будет производиться не трудом мысли, а
рождением!.. Это высшее существо без собственного труда и не зная, как это
произошло, получит вместо глаз микроскопы, телескопы, спектроскопы и т. д.
Нелепее же всего предполагать, что природа породит или наградит предполагаемое
существо более и лучше организованным мозгом — ибо и в настоящее время мозг
совершенствуется не природою, а мышлением, природа же только сохраняет и
передает по наследству выработанный трудом мышления мозг»
Дальнейшее
развертывание логики рассуждения в «Смысле любви» прямо обнаруживает общую,
«федоровскую» перспективу, в которой ставится эта странная, сверхъестественная
задача преодоления полового раскола и полового размножения. «Само по себе
ясно, что пока человек размножается как животное, он и умирает как животное».
«Пребывать в половой раздельности — значи'г пребывать на пути смерти» (с.
522). Человек, повторяет Соловьев за Федоровым, должен выдвинуть новуе
оТнбшение к смерти. До сих пор вся животно-природная жизнь человека, включая и
его конец, только упорядочивалась, частично одухотворялась через нравственный
закон и общественную организацию или побеждалась мнимо, в духовно-мистическом
опыте.
Соловьева
часто считают мистиком и спиритуалистом, чему, скорее всего, дает повод
недоговоренность, некоторая отвлеченная смазанность в выражении его мысли; а
им он вовсе не был, решительно осуждая отрыв духа от материи, духовного от
материально-чувственного. Уже отмечалось, что по-настоящему понять Соловьева
можно только на экране прямых, «мужицких» фёдоровских идей. Это точно
почувствовал Сергей Булгаков: в статье «Загадочный мыслитель» (1911) он
признается, что мысли основных статей Соловьева 90-х годов стали для него
внятны в их глубине и истинном смысле только после чтения «Философии общего
дела». Большинство же символистов, не держа перед собой- такого
экрана, прочитывали Соловьева, в том числе и его «Смысл любви», теряя весь
реализм, действенную проектику этого мыслителя, идущую от Федорова. У Соловьева
она действительно «закалена» в философском теоретическом горне, облечена в словесную
«фиоритуру», и явившаяся отсюда неясность последнего смысла заклубилась в
восприятии символистов розовым туманом мистических воздыманий к «вечной
женственности», к идеалу какого-то непонятного слияния двух в одно существо
(воздыманий сугубо головно-душевно-платонических, часто резко контрастирующих
с реальностью их личной половой практики).
В
«Смысле любви» метаморфозу полового чувства и энергии ни в коем случае нельзя
понимать как такое одухотворение, утончение любовного чувства, которое
отталкивается от плоти, недостойной, низкой, обреченной на гибель части
человека. Любовь направляется на конкретный целостный организм, причем, как все
мы знаем, именно тело, красота видимых материальных форм оказывается главным в
привлечении и возбуждении любовного чувства. Трагедия земной любви — в
отчаянной, обреченной на поражение попытке как бы увековечивания,
идеализированного обожания этой плоти (недаром любовный язык знает обожание).
Соловьев
прямо писал: «Мнимо духовная любовь есть явление не только ненормальное, но и
совершенно бесцельное, ибо то отделение духовного от чувственного, к которому
она стремится, и без того наилучшим образом совершается смертью. Истинная же духовная
любовь не есть слабое подражание и предварение смерти, а торжество над
смертью, не отделение бессмертного от смертного, вечного от временного, а
превращение смертного
в бессмертное, восприятие временного в вечное. Ложная духовность есть
отрицание
плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение» (с.
529).
Дело
любви Соловьев выводит к федоровскому «всеобщему делу» борьбы со смертью,
увековечивания и преображения личности, наконец, к делу возвращения всех
сознательных и чувствующих жертв природного порядка за все время его
господства, то есть воскрешения всех умерших. В своей аргументации Соловьев
здесь буквально следует за Федоровым, шаг в шаг. Забыть отцов, свой долг перед
ними, предаться наслаждению бессмертием и творчеством на костях и прахе
поколений, подготовивших тяжелым трудом и страданием это счастье, будет значить
на деле нравственное одичание предполагаемых грядущих «олимпийцев». «Человек,
достигший высшего совершенства, не может принять такого недостойного дара; если
он не в состоянии вырвать у смерти всю ее добычу, он лучше откажется от
бессмертия» (с. 539).
Федоров
первый утверждал не только нравственную, но физическую, объективную
невозможность достижения бессмертия без воскрешения: «Но бессмертие без воскрешения
невозможно физически, если бы даже оно и было возможно нравственно; оно невозможно
без воскрешения так же, как невозможно быть микрокосмом, не умея управлять и
воссоздать мега- косм, или макрокосм... Еще менее возможно воссоздание своего
организма без восстановления организмов своих родителей, от коих человек
произошел и кои в себе носит. Нравственную же невозможность бессмертия без
воскрешения необходимо доказывать только Западу, не считающему измену за порок».
Следуя за мыслью Федорова, Соловьев пишет «о физической невозможности частного
решения жизненной задачи отдельным человеком или отдельным поколением. Наше
перерождение неразрывно связано с перерождением вселенной, с преобразованием ее
форм пространства и времени... Наше личное дело, поскольку оно истинно, есть
общее дело всего мира — реализация и индивидуализация всеединой идеи и
одухотворения материи» (с. 540). Соловьев повторяет одну из существенных идей
Федорова о том, что борьба со смертью есть часть всеобщего дела преобразования
того извращенного (по терминологии Федорова, «неродственного») статуса материального
мира, в котором царит зло отдельности, непроницаемости, вытеснения и
противоборства. «Неродственность в ее причинах обнимает и всю природу, как
слепую силу, неуправляемую разумом» — и потому нравственные попытки преодолеть
«небратство» обречены на поражение. Сама натуральная основа бытия, стоящего
на двойной непроницаемости, о которой вслед за Федоровым говорит Соловьев:
непроницаемость во времени (вытеснение последующим предыдущего) и в пространстве
(две части вещества вытесняют друг друга с одной точки пространства), сам этот
онтологический порядок неизбежно порождает рознь.
«Последнее
слово,— горько констатирует автор «Смысла любви»,— остается не за нравственным
подвигом, а за беспощадным законом... и люди, до конца отстаивавшие вечный идеал,
умирают с человеческим достоинством, но с животным бессилием» (с. 537—538). У
Федорова задача выправления извращенного порядка природы в высший, бессмертный
тип бытия ставится как конкретное дело: победа над временем, осуществление
принципа сосуществования вместо последовательности обретается в воскрешении;
победа над пространством — путем достижения «полноорганности», способности
безграничного перемещения в пространстве, «последовательного вездесущия».
Соловьев выражается намного более туманно: «Победить эту двойную
непроницаемость тел и явлений, сделать внешнюю реальную среду сообразною
внутреннему всеединству идеи — вот задача мирового процесса» (с. 541). Только
потому, что Соловьев в проектах «регуляции природы» и «имманентного
воскрешения» своего «дорогого учителя и утешителя» увидел реальную возможность
одухотворения материи, он сумел так решительно ее утверждать в общей
философской форме, которая, к сожалению, для других, не имевших такой
удостоверяющей ее реальность расшифровки, повисала прекраснодушной и почти
мистической фразой- Впечатление чего-то мистического возникает только из
опущения промежуточных звеньев.
Завершительным аккордом
соловьевских рассуждений о «смысле любви» звучит центральная для Федорова
идея общего дела в смысле дела буквально всех и для всех. «Действительно
спастись, то есть возродить и увековечить свою индивидуальную жизнь в истинной
любви, единичный человек может только сообща или вместе со всеми» (с. 538),
стремясь к идеалу совершенного всеединства, где торжествует та нераздельность
всех и их личностная неслиянность, та равноценность частей и целого, общего и
единичного, составляющая, по Федорову, проективный для человеческого общества
идеал троичного бытия. Соловьев его целиком приемлет, только придумывает для
него свое название: сизигия, сизигическое отношение (от греческого слова,
обозначающего — сочетание, связь).
Сизигия
(любовное взаимодействие) должна обнять отношение индивидуального человека к
большему, чем он сам, целому: к обществу, народу, человечеству и, наконец, ко
всей вселенной. Интересно сравнить: Федоров проектирует распространение
регуляции на космические явления, расселение преображенного человечества в
космосе, «обретение небожительства», сам процесс воскрешения требует у него
выхода исследования за пределы Земли (один из вариантов воскрешения:
собирание рассеянных частиц праха умерших на Земле, под Землей, в космическом
пространстве и сложение их в теле средствами «космотеллурической науки и
искусства»).
Как ни фантастичны
некоторые конкретные проекты воскрешения, сама практическая направленность мышления
Федорова, поиски реализации великой мечты чрезвычайно ценны, с его точки зрения,
именно для такого Дела Дел, каким является построение «Царствия небесного», до
сих пор бывшего лишь предметом пассивной веры или метафизических спекуляций.
Но без представления конкретных проектов включения космической сферы в
любовно-преобразовательную деятельность человечества, чем, как не очередной спекуляцией,
прозвучит следующее заявление Соловьева (хотя по сути оно — совершенная
перефразировка идей Федорова): «Но для полного их (различных форм разделения
людей.— С. С.) упразднения и для окончательного увековечивания всех
индивидуальностей, не только настоящих, но и прошедших, нужно, чтобы процесс
интеграции перешел за пределы жизни социальной, или собственно человеческой, и
включил в себя сферу космическую, из которой он вышел» (с. 546).
Соловьев
отказывается вдаваться «в преждевременные, а потому сомнительные и неудобные
подробности», то есть конкретно просветить смысл нового братского отношения к
космосу, те возможные пути к его установлению, которые начал разрабатывать
Федоров. «Установление истинно любовного, или сизигического, отношения человека
не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде — эта цель
сама по себе ясна. Нельзя сказать того же о путях ее достижения для отдельного
человека» (с. 547).
Завершая
наше рассмотрение «Смысла любви», спросим: есть ли в этой работе какие-нибудь,
пусть самые общие указания на способы управления эротической энергией в деле
трансформации человеческого организма из природно-смертного в
божественно-бессмертный? «Сила же этого духовно-телесного творчества в
человеке есть только превращение или обращение внутрь той самой творческой силы,
которая в природе, будучи обращена наружу, производит дурную бесконечность
физического размножения организмов» (с. 547). Тут мы сталкиваемся с известной
уже нам интуицией: раскрыть, умножить, мобилизовать творчески-
преобразовательные ресурсы организма можно через внутреннюю концентрацию
производительной, родо- творной энергии.
Интересно
следующее замечание философа: если человеческая деятельность станет воистину
сознательной, определяемой идеалом всемирной сизигии, то она сумеет произвести
или освободить «реальные духовно- телесные токи, которые постепенно овладевают
материальною средою, одухотворяют ее». Здесь прозрение каких-то токов самого человеческого
организма, направленных на окружающий мир и преображающих его. Соловьев
солидарен с Федоровым в главном: темная, бессознательная, родотворная энергия
должна быть претворена, сублимирована в светлую, сознательную, творческую
энергию, направляемую на познание мира, его регуляцию, его одухотворение, на
воссоздание и преображение утраченной жизни.
По-настоящему
же точная и научная постановка задачи преодоления полового рождения и
трансформации эротической энергии возможна, по мысли Федорова, только в
результате совокупных опытных, практических усилий. Тогда же обнаружатся
конкретные возможности и пределы преображения природы человека. Пока же
вопросов в этой связи немало. Вот один из них: а как же быть с теми, каждый раз
новыми, бесконечно прелестными (для родительского сердца в особенности)
существами, которые сейчас производит слепой случай полового соединения?
Что ж, вовсе не будет новой жизни, новых индивидуальностей? Почему же: новая
жизнь будет не рождаться, а твориться, что может осуществляться в любом
желаемом изобилии, но главное— в красоте и совершенстве. Как? Зачем сейчас
гадать? Богоподобное человечество, управляющее всеми процессами движения
жизни, материи, духа, овладевшее, по словам Федорова, «секретами метаморфозы
вещества», не должно встретить непереходимых препятствий в деле сознательного
творчества уникальной и равной по достоинству индивидуальной жизни (го, что в
уродливом, бесконечно несовершенном виде человеческое воображение представило в
форме гомункулуса и беспрестанно духовно тренирует в искусстве, творящем новые
существа и формы). А кто знаег, мен жет быть, сохранится и половое рождение, но
в какой- то высшей, сознательно регулируемой форме. Ответ только в опыте и
деле, направляемом самой доброй и духовной сердечной мечтой.
Кстати,
в самом, общем плане целеполагания возможен некий курьез понимания, который
надо сразу развеять. Может показаться, что пол и половая любовь в ее теперешней
форме будут преодолеваться путем слияния мужчины и женщины в некое третье высшее
андрогинальное существо, так что, скажем, человечество, воскресив и преобразив
весь состав прежде живших поколений, окажется численно вдвое меньшим: из двух
существ выйдет одно. Даже чисто теоретически такой взгляд должен быть тут же
отброшен, ибо он предполагает какое-то всеобщее погашение личностей, их смерть
для рождения в третьем, которое ведь будет уже новой личностью. Преодоление
половой односторонности на пути создания «абсолютной и бессмертной
индивидуальности» (В. Соловьев) может мыслиться только как восполнение в себе
каждым человеком «половинки» противоположного пола, как вбирание в себя его
качеств.
Эротические
влечения, родотворные энергии призваны выйти, считал Федоров, из присущей им
«слепой» сферы неконтролируемых порывов и бессознательно творимых результатов в
светлый круг исследования, труда и нравственного подвига, круг, захватывающий и
преображающий естество человека. Для создания такой необычной деятельной сферы
должны слиться все те способности и возможности, которые развил в себе человек:
чувство и интуиция, вера и знание, опыт подвижников и мечта философов,
искусство и наука.
Комментариев нет:
Отправить комментарий