воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Любовь и Блуд в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»


Ночь… Семья давно спит. А вот мне не спится. Сегодня я читала с ребенком произведение Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Не помню, чтобы мы в свое время проходили это произведение по школьной программе или же я так плохо училась. Поэтому я прочитала его впервые. Стыдно. Каюсь. Вот теперь лежу и думаю, что полезного я могу взять из прочитанного для своего блога. Ведь, несомненно, в нем есть и про любовь и про блуд.  Попытаюсь проанализировать, но прошу не судить меня строго. Я не филолог и не умею анализировать текст по всем правилам, и наверно единственное, что меня всегда интересовало в литературных произведениях, так это выглядеть «а где же там про любовь», прочувствовать все, что хотел передать автор.  Я не философ и не умею высокопарно излагать свои мысли. Я даже не психолог, хотя книжки по психологии и почитываю для самообразования.  В общем, я обычный человек со своим  взглядом, со своим мнением. Прошу заранее у всех прощение, если мое мнение, с чьим-либо не совпадет, или же случайно оскорбит кого-то.
Так, где же мы можем видеть любовь в этом произведении?

Прежде всего - силач и детина хоть куда кузнец Вакула, готовый ради любви к красавице Оксане, выполнять все ее капризы и даже отдать душу черту. Но, не смотря на ухищрения черта, Вакуле все же удается, и получить черевички царицы – дар Оксане, и обмануть черта и не остаться ему должным.
Так же нельзя обойти стороной образ Оксаны, которая никого не любила кроме себя и над всеми ухажерами просто издевалась, как читателю могло показаться вначале. Хотя с другой стороны это послужило неким мерилом в выборе самого терпеливого и любящего супруга. Но, все же осознав, что она может потерять самого верного поклонника, она так долго переживает и думает о Вакуле, что влюбляется в него. И когда Вакула возвращается с черевичками она искренне рада его возвращению и говорит что согласна стать его женой даже и без черевичек. История Оксаны и Вакулы заканчивается счастливым христианским браком по любви.
И так, мы видим, что Гоголь в своем произведении рассматривает тему женитьбы и замужества, причём христианская любовь и чистота молодёжи противопоставляется блуду селян старшего поколения.
Ярким примером блуда здесь является Солоха, женщина средних лет, жаждущая как простого женского счастья, так и ищущая выгоду в ухаживаниях в ее многочисленных обожателей. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо, когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».  И вот в один вечер четыре человека, воспользовавшись непогодой, явились к Солохе. Этот парад любовников завершается, как известно, сажанием их в кузнецовы мешки. Первым в мешок попадает чёрт, за ним – голова, потом дьяк, и, наконец, сам Чуб. Каждый предыдущий «пассажир» мешков устрашается прихода последующего — и просит Солоху его спрятать. Интрига попадания в мешок обусловлена желанием сохранить не только своё «инкогнито», то есть неопознанность, но и вообще скрыть сам факт своего пребывания у Солохи. Дело в том, что каждого из трёх первых «пассажиров» привёло к Солохе сексуальное желание, они шли сюда с целью заняться тем, что по-русски называется блудом.
Но это не единственный пример блуда в произведении. Мы узнаем из уст посла странные вещи: у запорожских казаков, явившихся к императрице с прошением, есть жены, но они в разных странах. Тут уже недалеко и до блуда…
Так же не будем забывать что императрицу мы знаем как любительницу до сильного пола, «создательницу» серии блистательных фаворитов. Тема блуда доходит до своей вершины, где уже царский блуд – как будто и не блуд, а что-то совсем иное: эффективный способ поиска сильных мужчин, способных управлять огромной империей. Один из таких мужчин-любимцев тут же и показан – куда там царю, сам Потёмкин!
И в завершение произведения нам открывается еще одна тайна – дьяк ходит не только к Солохе, но и к ткачихе, причем каждый вечер. Сей факт лично меня наводит на мысль - кто знает куда еще он захаживает… да и не только он. Блуд среди старшего поколения процветает.
Гоголь показал в своей повести разные проявления и результаты блуда, вдоволь посмеявшись над чёртом — первым застрельщиком подобных шашней. Этому противопоставляется история Оксаны и Вакулы, которая имеет самое христианское завершение – со счастливым браком по любви, для которой уже не нужны и черевички — и рождением сына.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика