Ночь… Семья
давно спит. А вот мне не спится. Сегодня я читала с ребенком произведение Н.В.
Гоголя «Ночь перед рождеством». Не помню, чтобы мы в свое время проходили это
произведение по школьной программе или же я так плохо училась. Поэтому я прочитала его впервые. Стыдно.
Каюсь. Вот теперь лежу и думаю, что полезного я могу взять из прочитанного для
своего блога. Ведь, несомненно, в нем есть и про любовь и про блуд. Попытаюсь проанализировать, но прошу не
судить меня строго. Я не филолог и не умею анализировать текст по всем
правилам, и наверно единственное, что меня всегда интересовало в литературных
произведениях, так это выглядеть «а где же там про любовь», прочувствовать все,
что хотел передать автор. Я не философ и
не умею высокопарно излагать свои мысли. Я даже не психолог, хотя книжки по психологии
и почитываю для самообразования. В
общем, я обычный человек со своим
взглядом, со своим мнением. Прошу заранее у всех прощение, если мое
мнение, с чьим-либо не совпадет, или же случайно оскорбит кого-то.
Так, где же
мы можем видеть любовь в этом произведении?
Прежде всего
- силач и детина хоть куда кузнец Вакула, готовый ради любви к красавице Оксане,
выполнять все ее капризы и даже отдать душу черту. Но, не смотря на ухищрения
черта, Вакуле все же удается, и получить черевички царицы – дар Оксане, и
обмануть черта и не остаться ему должным.
Так же нельзя
обойти стороной образ Оксаны, которая никого не любила кроме себя и над всеми
ухажерами просто издевалась, как читателю могло показаться вначале. Хотя с
другой стороны это послужило неким мерилом в выборе самого терпеливого и
любящего супруга. Но, все же осознав, что она может потерять самого верного поклонника,
она так долго переживает и думает о Вакуле, что влюбляется в него. И когда
Вакула возвращается с черевичками она искренне рада его возвращению и говорит
что согласна стать его женой даже и без черевичек. История Оксаны и Вакулы
заканчивается счастливым христианским браком по любви.
И так, мы
видим, что Гоголь в своем произведении рассматривает тему женитьбы и
замужества, причём христианская любовь и чистота молодёжи противопоставляется
блуду селян старшего поколения.
Ярким
примером блуда здесь является Солоха, женщина средних лет, жаждущая как
простого женского счастья, так и ищущая выгоду в ухаживаниях в ее
многочисленных обожателей. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных
Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты),
что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не
было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно
обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть
соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что
кое-где начали поговаривать старухи, особливо, когда выпивали где-нибудь на
веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма». И вот в один вечер четыре человека,
воспользовавшись непогодой, явились к Солохе. Этот парад любовников
завершается, как известно, сажанием их в кузнецовы мешки. Первым в мешок
попадает чёрт, за ним – голова, потом дьяк, и, наконец, сам Чуб. Каждый
предыдущий «пассажир» мешков устрашается прихода последующего — и просит Солоху
его спрятать. Интрига попадания в мешок обусловлена желанием сохранить не
только своё «инкогнито», то есть неопознанность, но и вообще скрыть сам факт
своего пребывания у Солохи. Дело в том, что каждого из трёх первых «пассажиров»
привёло к Солохе сексуальное желание, они шли сюда с целью заняться тем, что
по-русски называется блудом.
Но это не
единственный пример блуда в произведении. Мы узнаем из уст посла странные вещи:
у запорожских казаков, явившихся к императрице с прошением, есть жены, но они в
разных странах. Тут уже недалеко и до блуда…
Так же не
будем забывать что императрицу мы знаем как любительницу до сильного пола,
«создательницу» серии блистательных фаворитов. Тема блуда доходит до своей
вершины, где уже царский блуд – как будто и не блуд, а что-то совсем иное:
эффективный способ поиска сильных мужчин, способных управлять огромной
империей. Один из таких мужчин-любимцев тут же и показан – куда там царю, сам
Потёмкин!
И в
завершение произведения нам открывается еще одна тайна – дьяк ходит не только к
Солохе, но и к ткачихе, причем каждый вечер. Сей факт лично меня наводит на
мысль - кто знает куда еще он захаживает… да и не только он. Блуд среди
старшего поколения процветает.
Гоголь
показал в своей повести разные проявления и результаты блуда, вдоволь
посмеявшись над чёртом — первым застрельщиком подобных шашней. Этому
противопоставляется история Оксаны и Вакулы, которая имеет самое христианское
завершение – со счастливым браком по любви, для которой уже не нужны и
черевички — и рождением сына.
Комментариев нет:
Отправить комментарий