В греческой
мифологии есть группа преданий, в которых любовь — уже явно не простой эрос.
Все, наверно,
помнят легенду о певце Орфее, который так любил Эвридику, что даже хотел
вернуть ее из Тартара, а потом отказывался смотреть на других женщин и был
разорван за это вакханками. В другом мифе — об Адмёте и Алкестйде — Мойры
готовы сохранить умирающему Адмету жизнь, если кто-то возьмет его смерть
себе, и любовь Алкестиды так велика, что она умирает вместо него.
Такую же сильную любовь питает Пенелопа, которая ждет
Одиссея, Пигмалион, любовь которого оживила статую, Лаодамия, которая пожелала
умереть вместе с Протесилаем, Филлйда, которая повесилась от тоски, когда ее
любимый, афинский царь Демофонт, вовремя не вернулся из-под Трои. И Эвадна с
горя кинулась в погребальный костер мужа; и покинутая Энеем Дидона любила так,
что от горя бросилась на меч; и знаменитая Геро, увидев утонувшего Леандра, в
тоске бросилась в море...
Для каждой из них — вопреки Гегелю — «бесконечная
важность обладать именно этим человеком» была дороже жизни, сильнее смерти.
От мифа к мифу
растет значение любви, ее роль в жизни людей. В эпосе об аргонавтах она уже
делается одним из главных рычагов жизни, который сильней всех других чувств и
привязанностей. В троянском цикле любовь — чуть ли не основная двигательная
пружина. И она теперь — не эпизод, не дело двух существ, как в других мифах;
она связана с судьбами людей и государства, с их обычной жизнью и с их
войнами.
Великолепной силы
достигает любовь в древней лирике. Стихи гениального лирика Архилоха (VII в.
до н. э.), первого в Европе поэта любви, рождены огромным, хотя и сдержанным
напором энергии. Бурная сила захлестывает Архилоха, страсть его мощна и
лапидарна, как удар копьем, и он говорит о ней:
От страсти изнемогши весь,Бедный, без сил я лежу, и боги мучительной болью
Суставы мне пронзают вдруг!
С такой же
пламенной силой, но уже по-женски ощущает любовь Сапфо (VII в. до н.
э.)—десятая муза, как называл ее Платон. Она пишет:
Словно ветер, с горы на дубы налетающий,Эрос души потряс нам...Страстью я горю и безумствую...
Сила этой
страсти, сотрясающей человека,— сила телесной страсти, и выражается она в
«категориях» телесных, а не духовных ощущений. Но поэтичность этих телесных
ощущений, их эстетическая - настроенность — это и есть их духовность; такая
поэтичная телесность была тогдашней формой духовности.
Еще в доклассические времена многие
поэты Греции писали о любви как о главной радости жизни.
Так говорил о ней
и современник Сапфо Алкей, и Мимнёрм (VII—VI вв.) в своих песнях к прекрасной
флейтистке Нанно, и Феогнйд (VI в. до н. э.) в своих элегиях, и Ивик, и
Анакреон, жившие в то же время, и другие поэты. Такой же была любовь и для
поэтов эпохи эллинизма (конец IV—I в. ); особенно ярко видно это в знаменитых
идиллиях Феокрита, в стихах Мосха, Биона, в греческой и римской комедии того
времени. Любовная лирика была очень важна в жизни древних, до того важна, что
среди их девяти муз была даже особая муза любовной поэзии — Эрато.
И уже тогда стало
осознаваться раздвоение любви, ее деление на плотскую и духовную. В V в. до н.
э. философы стали говорить о двух Афродитах: Афродите Пан- дёмос (Всенародной)—божестве
грубой чувственной любви и Афродите Урании (дочери Урана) — богине любви
возвышенной, утонченной. А в сократических теориях о любви говорилось как о
школе мудрости, важной части добродетели, помощнице разума.
Великолепно
выражена античная любовь и в классической скульптуре греков.
Афродита
Книдская, эта скульптурная поэма, изваянная Праксителем, появилась на свет
почти два с половиной тысячелетия назад. Афродита недаром была богиней любви
и красоты — для греков любовь и красота были неотделимы. И она вся переполнена
этой изобильной красотой тела и духа.
Она стоит,
опираясь на одну ногу, и тело ее выгнуто от этого плавно и музыкально. Как
будто медленная волна прошла по ее талии, по ее бедру и по ее ноге, прошла и
оставила там свой изгиб. Во всем ее теле есть контуры этой волны — и в ее
плечах, и в ее груди, и в изгибе ее рук, и в ее приоткрытых губах, и в кудрях
ее головы. Рожденная из волны, она несет в себе ее медленную и спокойную
красоту.
Она вся —
естественность, вся — умиротворенность. Она нагая, но она стоит спокойно, в ее
позе нет никакого стеснения. Она не боится, что ее нагота может привести
кого-то в ужас; она не боится, что ее может осквернить чей-то взгляд. Ее любовь
— в полной гармонии с миром, между ней и миром нет никакого противоречия, и в
этом — особый тип ее отношения к жизни.
Афродита как бы
живет в особом мире — мире нормальных, не извращенных чувств. Она живет для простого
человеческого взгляда, который увидит в ней и ее этос — выражение ее духовного
величия, и ее эрос — выражение ее телесной, любовной привлекательности, увидит
их гармонию, их красоту.
Афродита Книдская
— богиня гармонической духовно-телесной любви. Она воплощает в себе знаменитый
греческий идеал «калокагатии» (калос кай агатос — прекрасный и хороший) — идеал
просветленной гармонии тела и духа, сплава физической красоты и духовного
совершенства.
Но греки понимали
эту гармонию совсем не так, как ее понимаем мы. И сама душа и само тело были
для них не такими, как для обиходного сознания нового времени. Этому сознанию
тело кажется чем-то неодухотворенным, чисто физическим, а психика — чем-то
идеально-бестелесным, и они так непохожи между собой, что их невозможно
смешать.
В обиходном
сознании греков душа и тело еще не отделялись друг от друга с нынешней чистотой.
Слияние их было синкретическим, нераздельным, гармония души и тела была полным
их растворением друг в друге, и в этом сплаве частицы души и тела были
неотличимы друг от друга.
И так же
неразличимо сплавлены телесные и духовные мотивы в любви доэллинской Греции.
Частицы духовных и телесных тяготений смешиваются там, превращаются друг в
друга, существуют в смутной неразделен- ности, и эта смесь видна в каждом
движении чувств, в каждом переливе эмоций; она как бы первичная клеточка этих
эмоций.
Такой смутный
сплав — стержневая особенность той любви, о которой рассказывает классическое
искусство, главное ее отличие от всех остальных видов любви. Тут лежит очень
важное отличие чувств древних людей от чувств людей нынешних. В чувствах
нынешнего человека нет этой неразделимости, они внутренне кристаллизовались,
и духовные ощущения существуют часто отдельно от телесных, да и друг от друга.
Особый склад
чувств рождался у греков особым типом тогдашнего отношения к миру, он прямо
зависел от особого типа доэллинского человека, от особого уклада его жизни.
Вся эта жизнь
была тогда как бы «синкретической», представляла собой полупервичную смесь, из
которой только начинали выкристаллизовываться будущие грани и формы. Тело почти
не отделялось от души, художественное сознание от научного, науки — друг от
друга, личность — это особенно важно для нас — от общества. Как писал Маркс,
«отдельный индивидуум еще столь же крепко привязан пуповиной к роду или общине,
как отдельная пчела к пчелиному улью».
Личность не противостояла
тогда обществу как что- то особое, она была частью его и не осознавала, что ее
нельзя свести к этой части, что она больше, чем просто часть.
На почве зрелого и уже подходящего
к своему концу синкретизма выросла и классическая трагедия древних, трагедия
Эсхила, Софокла, Еврипида. Отношение к любви там особое, уникальное, и в
главных своих чертах оно никогда не повторялось больше в мировом искусстве.
Любви как чувства
почти нет в трагедии древних, хотя как пружина действий героев она очень важна
там. Трагедия древних — как и их скульптура — непсихологична: психология не
выделялась еще из действий человека, как дух не всегда выделялся из тела (хотя
и в жизни и в искусстве той поры есть и явные выходы за эти рамки).
Недаром действие
всех классических драм происходит на площади, под небом, недаром оно никогда
не входит под своды дома. Не частная жизнь, а только то, чем живет общество,
интересует трагиков. Любовь, как частное, психологическое чувство, живет за
порогом дома, и поэтому она в большинстве случаев остается за порогом трагедий.
Трагедия говорит чаще не о самой любви, а о ее общественных последствиях, о
цепи событий, которую она развязывает.
Это, конечно, не
значит, что у греков того времени любовь была лишена психологии. Лирика того
времени уже говорит о любовных переживаниях, в ней уже рождается
психологический подход к любви, и, конечно, приходит он туда из жизни.
Кстати говоря,
лирика — как особый род поэзии — это и есть выражение личных чувств,
психологических состояний. И она может возникнуть только тогда, когда люди
постигают ценность этих личных чувств, их громадный человеческий и
общественный смысл. Лирика родилась сначала в Египте в XVI—XV веках до нашей
эры, потом в Греции в героическую эпоху, и уже в VII—VI вв. до н. э. она стала
теснить греческий эпос и делаться главным видом поэзии.
Само рождение
лирики говорило, что в человечестве начался огромный психологический сдвиг,
стали появляться совершенно новые стороны психологии, новые чувства, новые
взгляды на себя и на мир. Все это означало, что синкретическое сознание
древности вступило в полосу кризиса, готовится уйти с арены истории, уступить
ее новому типу сознания.
У классической
трагедии есть, кроме непсихологич- ности, еще одно отличие от лирики; она
молчит о благах и радостях любви и больше всего говорит о ее горе и бедах.
Страх перед любовью, леденящая боязнь ее — это главное настроение, которое
пронизывает большинство трагедий.
В «Агамемноне»
Эсхила, в «Трахинянках», «Геракле» и «Эдипе-царе» Софокла, в «Ипполите»,
«Медее» и «Электре» Еврипида любовь — это кровавый двигатель людских
поступков, она несет людям муки и ужас, смерть и измену.
Медея, которую
разлюбил Ясон, мстит ему, убивая своих детей; Федра, полюбив Ипполита, своего
пасынка, кончает с собой, а Тезей, ее муж, убивает Ипполита; Геракл в припадке
безумия приканчивает жену и детей, а потом и сам гибнет от любви Деяниры;
Клитемнестра, полюбив Эгиста, губит мужа, Агамемнона, а их дети, Орест и
Электра, убивают ее; Эдип, который убил своего отца, Лая, и стал мужем матери,
Иокасты, узнав об этом родстве, выкалывает себе глаза...
Ужас перед этим
инфернальным чувством, страх перед этой демонической силой насквозь
пронизывают классическую драму.
Но откуда все это
берется? Почему так тесно смыкаются самые «дружеские» и самые «вражеские» чувства?
Почему кровное родство омывается кровью? Почему люди, связанные самыми тесными
узами жизни, несут друг другу смерть?
Греки по-своему
хотят понять сущность жизни, и такое соединение нетерпимых полюсов и есть для
них эта сущность. Полюса эти враждебны, они не могут жить вместе, но жизнь для
греков — всесмешение, в ней все слито в синкретической неразделенности, и,
сталкивая между собой ее крайние силы, они хотят постичь их смысл.
Поэтому-то Эрот
классической трагедии — это не тот веселый и порхающий летун, которого мы
привыкли видеть. Хор в еврипидовском «Ипполите» называет его царем над смертными,
жестоким богом, который сеет смерть и проклятья. «Вы ужасы миру о силе Киприды
могли бы поведать»,— поет он. Эрот — это страшный бог, которого боятся другие
боги, такой, каким он был у Гесиода, или в древних гимнах, или у первых лириков
Греции.
Это еще ступень
страха перед непонятной силой, ступень цепенящего недоумения. Для греков той
эпохи жизнь полна тайн, и самый, пожалуй, ясный ее двигатель — это воля богов.
Герои многих классических трагедий, особенно ранних,— всего лишь наперстки на
пальце рока, и они действуют так, как он велит им.
Боги — это
псевдоним неясных человеку движущих сил жизни, и чем больше эта неясность, тем
больше пружин своей жизни человек отдает богам — и тем страшнее, сильнее,
могущественнее кажутся они ему.
И любовь выглядит
в трагедии такой же страшной и непонятной, как эти боги, силой — и такой же
могущественной. Чувства, которые испытывают герои,— это не обычные
человеческие чувства, а титанические импульсы души. Как будто обычные чувства
взяты под увеличительное стекло, чтобы лучше рассмотреть их, и от этого резко
выросли в масштабах, стали неузнаваемо другими.
Вот, например,
какую ураганную силу ненависти извергает Клитемнестра, эта леди Макбет
античности, убив Агамемнона:
Там он, с хрипеньем, в красной луже отдал дух;И вместе с жизнью хлынув из гортани, столб
Горячей крови обдал ему лицо волной
Столь сладостной, как теплый ливень сладостен
Набухшим почкам, алчущим расторгнуть плен.
Это не чувства
человека, а сверхчеловеческие страсти, циклопические клокотания души. Любовь,
ненависть, радость, тоска, горе — все они достигают у древних накала страсти, и
эта страсть швыряет человека, как песчинку, владеет им, как рабом, несет его,
как ураган щепку.
Таким было тогда
понимание чувств, такими были представления классических времен о чувствах
человека. Видимо, до психологического реализма тут еще далеко, и тогдашняя
лирика ближе стоит к нему, чем драма.
Возможно, впрочем, что «увеличенные
чувства», «чувства-великаны» и есть на самом деле чувства древних — или хотя
бы какой-то их части. Возможно, что накал эмоций, переходящих в страсти,—
особое свойство синкретического чувства древних, такой же стержень тогдашней
синкретической психологии, как и неразличимое смешение телесных и духовных
ощущений.
Они были более непосредственны
ОтветитьУдалитьОчень интересно
ОтветитьУдалить